кто быть
Неидеален, далёк от совершенства, как все.
Подразумевается, что в жизни, в реальной действительности крайне трудно уберечься от ошибок, противостоять соблазнам и страстям, вести праведный образ жизни, суметь избежать того, над чем человек не властен (напр., смерти, болезни и т. п.). Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X) по своей человеческой природе не лишены пороков, каких-л. недостатков, изъянов, не всегда поступают так, как надо; по своим физическим возможностям, душевным, нравственным качествам не отличаются от всех остальных, не выделяются среди себе подобных. Говорится с иронией, реже - с сожалением. книжн. ✦ Х - из плоти и крови.
неизм.
В роли именной части сказ. или несогл. опред.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Он был Человек. И смерть, неожиданная и безвременная, подтвердила: он был такой же, как все мы, из плоти и крови. А. Леонов, А. Соколов, Звёздные пути.Я - из плоти и крови, а потому ничто человеческое мне не чуждо. (Реч.)
- Запомните, ребятишки, - прогремел он однажды, - философия это не иконописная мастерская. Поэтому я не призываю вас рабски лобызать иконы Маркса и Энгельса. Они были весёлые, здоровые люди из плоти и крови и сами всю жизнь рубили и жгли иконы с изображениями старых и новых философов-идеалистов <...>. Ю. Лощиц, Унион.
В армейской среде общеизвестно, что богиня удачи подобна всякой капризной и властной женщине. Земная - любит знаки внимания, небесная - тем более. Первая любит подарки, вторая - не меньше. Дама из плоти и крови предпочитает цветы и духи и не терпит хамства и наглой самоуверенности, крылатая Фортуна требует своего. Огонёк, 2000.
Однако тут есть тонкость. Я, будучи человеком из плоти и крови, постоянно нахожусь во власти сложной композиции чувств-полутонов. Знание - сила, 2002.
Порой кажется, что деяния Сталина совершены не человеком из плоти и крови, но иным, более высоким и совершенным существом, над которым не властны человеческие страсти. Смена, 1998.
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в ВО ПЛОТИ И КРОВИ 1..
фразеол. восходит к древнейшему архетипическому противопоставлению "сакральное - профанное", в основе которого лежит свойственное архаическому пониманию мира разделение духа (души) и плоти (тела), т. е. противопоставление "духовное (нематериальное) - телесное (материальное)". Согласно древним представлениям, душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе - нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и безраздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя и в прошлом и в настоящем. (Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000. С. 144.) Тело же относилось к т. н. "внешнему" в человеке и как внешняя оболочка никоим образом не ассоциировалось с его внутренней сущностью - с душой. В мифологических системах мировых религий, особенно в христианстве, резкое противопоставление души телу приводит к превращению идеи души в центральное понятие всего вероучения, к догмату о ничтожности, греховности тела и телесного и к переносу главной цели человеческой жизни на спасение души. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 415.) Такие воззрения объясняют различное отношение к восприятию духовного и телесного, к сакрализации первого и к олицетворению профанного, т.е. "осквернённого", во втором; одно противопоставляется другому как нечто возвышенное, светлое, обозначающее чистоту и причастность к божественному и нечто низкое, подверженное пагубным страстям и желаниям.
Изначально компонент фразеол. "из" соотносится с пространственным кодом культуры, а компоненты плоть и кровь - с соматическим, т. е. телесным, кодом.
В создании смысловой основы образа фразеол. участвует метонимия - отождествление внутренних качеств и свойств человека, обусловливающих его действия, поведение, образ жизни, и его физических данных - физиологических составляющих (плоти и крови). фразеол. содержит также метафору, уподобляющую физическую несовершенность человека его духовной несовершенности, порочности, невозможности противостоять искушениям. Во фразеол. компоненты плоть и кровь символически осмысляются как "воплощение земной (плотской) сути человека" и потому часто получают отрицательную этическую, т. е. нравственную, оценку.
фразеол. в целом выступает в роли эталона нравственной, моральной, духовной сходности (одинаковости) людей в силу их физического сходства.
автор:
И. В. Зыкова